Данные, обрабатываемые программой, могут быть:
- константами (их значение не меняется в процессе выполнения программы), например,
2; 1.236; PI
- переменными (значение которых может изменяться).
В языке Python стандартного способа создать константу не существует, за неизменностью ее значения должен следить программист. Однако принято для неизменяемых данных давать имена, состоящие из заглавных букв и знаков подчеркивания, например, PI = 3.14
Переменная — это именованная область памяти для хранения данных, которые могут изменяться в процессе работы программы.
Каждая переменная характеризуется своим именем (идентификатором), типом и значением.
Имя — это последовательность букв и цифр (иногда, еще некоторых символов), однозначно указывающая на переменную, константу и т. п. В языке Python имена могут включать латинские буквы, цифры и знак подчеркивания, причем заглавные и строчные буквы различаются (то есть WEIGHT
, weight
и WeiGhT
считаются разными именами). Имена не могут начинаться с цифры.
Для переменных в Python принято давать имена, состоящие только из строчных букв и, если имя состоит из нескольких слов, знаков подчеркивания, например, x1
, greeting
, dollars_count
, rubles_per_dollar
.
Тип переменной определяет диапазон значений, которые может принимать переменная, и допустимые действия над этими значениями. В языке Python есть следующие встроенные типы данных:
- вещественный —
float
, принимающий действительные числовые значения; - целый —
int
(от integer) для представления целых чисел; - логический —
bool
(от boolean), который допускает два значения:False
— ложь иTrue
— истина (обратите внимание: в Python эти слова записываются с заглавной буквы); - строковый —
str
(от strings), хранящий последовательность символов и некоторые другие.
Переменная в языке Python создается при первом присваивании ей значения и получает тип в зависимости от этого значения:
k = 2 # переменная k целого типа
temperature = 36.6 # переменная temperature вещественного типа
name = 'Peter' # переменная name строкового типа
Чтобы переменная получила значение или изменила его, используется оператор (команда) присваивания:
имя_переменной = выражение
например,
a = (b + c) / 2
Заметьте: при выполнении операции присваивания старое значение переменной теряется безвозвратно. Рассмотрим, как меняются значения переменных при выполнении следующей последовательности команд:
a | b | ||
---|---|---|---|
a = 10 | 10 | ? | Переменная a получает значение; b пока не определено |
b = 2 * a | 10 | 20 | Вычисляется значение b ; значение a не изменяется |
a = b / 5 | 4 | 20 | Новое значение переменной a заменяет старое |
a = a + 1 | 5 | 20 | Значение a увеличивается на единицу |
b = b - a | 5 | 15 | Из значения b вычитается a |
Мы составили здесь так называемую таблицу исполнения программы (фрагмента программы).
Еще раз обратите внимание, что после изменения значения переменной используется только её новое значение. Старое перестает существовать.
Задания
- Укажите, какие из следующих имен нельзя использовать в языке Python: AcDc, zyx32, T_Rex, Mc’Duck, e2e4, Wash&Go, BigBrother, B-52
- Запишите команды, создающие переменные:
k
целого типа,x
— вещественного,flag
— логического. - Запишите оператор присваивания, предписывающий:
- переменной
z
получить значение произведения переменныхa
,b
иc
; - переменной
k
увеличить значение на 5.
- переменной
- Составьте таблицу исполнения следующего фрагмента программы:
a = 5
b = a * 2
c = 5 * a + b
a = c + 15
c = 100 - 10 * a