Переменная

Основы программирования

Данные, обрабатываемые программой, могут быть:

  • константами (их значение не меняется в процессе выполнения программы), например, 2; 1.236; PI
  • переменными (значение которых может изменяться).

В языке Python стандартного способа создать константу не существует, за неизменностью ее значения должен следить программист. Однако принято для неизменяемых данных давать имена, состоящие из заглавных букв и знаков подчеркивания, например, PI = 3.14

Переменная — это именованная область памяти для хранения данных, которые могут изменяться в процессе работы программы.

Каждая переменная характеризуется своим именем (идентификатором), типом и значением.

Имя — это последовательность букв и цифр (иногда, еще некоторых символов), однозначно указывающая на переменную, константу и т. п. В языке Python имена могут включать латинские буквы, цифры и знак подчеркивания, причем заглавные и строчные буквы различаются (то есть WEIGHT, weight и WeiGhT считаются разными именами). Имена не могут начинаться с цифры.

Для переменных в Python принято давать имена, состоящие только из строчных букв и, если имя состоит из нескольких слов, знаков подчеркивания, например, x1, greeting, dollars_count, rubles_per_dollar.

Тип переменной определяет диапазон значений, которые может принимать переменная, и допустимые действия над этими значениями. В языке Python есть следующие встроенные типы данных:

  • вещественныйfloat, принимающий действительные числовые значения;
  • целыйint (от integer) для представления целых чисел;
  • логическийbool (от boolean), который допускает два значения: False — ложь и True — истина (обратите внимание: в Python эти слова записываются с заглавной буквы);
  • строковыйstr (от strings), хранящий последовательность символов и некоторые другие.

Переменная в языке Python создается при первом присваивании ей значения и получает тип в зависимости от этого значения:

k = 2 # переменная k целого типа
temperature = 36.6 # переменная temperature вещественного типа
name = 'Peter' # переменная name строкового типа

Чтобы переменная получила значение или изменила его, используется оператор (команда) присваивания:

имя_переменной = выражение

например,

a = (b + c) / 2

Заметьте: при выполнении операции присваивания старое значение переменной теряется безвозвратно. Рассмотрим, как меняются значения переменных при выполнении следующей последовательности команд:

 ab 
a = 1010?Переменная a получает значение; b пока не определено
b = 2 * a1020Вычисляется значение b; значение a не изменяется
a = b / 5420Новое значение переменной a заменяет старое
a = a + 1520Значение a увеличивается на единицу
b = b - a515Из значения b вычитается a

Мы составили здесь так называемую таблицу исполнения программы (фрагмента программы).

Еще раз обратите внимание, что после изменения значения переменной используется только её новое значение. Старое перестает существовать.

Задания

  1. Укажите, какие из следующих имен нельзя использовать в языке Python: AcDc, zyx32, T_Rex, Mc’Duck, e2e4, Wash&Go, BigBrother, B-52
  2. Запишите команды, создающие переменные:
    k целого типа, x — вещественного, flag — логического.
  3. Запишите оператор присваивания, предписывающий:
    • переменной z получить значение произведения переменных a, b и c;
    • переменной k увеличить значение на 5.
  4. Составьте таблицу исполнения следующего фрагмента программы:
a = 5
b = a * 2
c = 5 * a + b
a = c + 15
c = 100 - 10 * a

Основы программирования